Сценарий праздника "Сказка о земляках-математиках"

24.03.2013 12:16

 

Коллективная работа учащихся 5-9 классов и учителей математики

Действующие лица:
- Царь;
- Федот-стрелец;
- Царевна;
- Нянька;
- Баба-Яга;
- Марья-искусница;
- Тит-Кузьмич и Фрол-Фомич;
- Потешники;
- Милиционер из 21 века;
- Осиповский Тимофей Фёдорович;
- Александров Иван Иванович;
- Барсуков Александр Николаевич;
- Власов Алексей Константинович;

Бутафория:
- Книги учёных;
- Макет учебника "Алтрифункмат";
- Свисток милиционера;
- Метла Бабы-Яги;
- Лягушки;
- Колода карт;
- Трон для царя;
- Корна

Сцена 1.

Потешник 1:

- Верьте, аль не верьте
А живёт на белом свете
Ученик - гимназист
Молод, неказист
Не богат, не беден
Не румян, не бледен.
Но зато голова -
У него полна ума!

 

 

Потешник 2:

- Сверху к нам свалилась весть,
Негде вам её прочесть
Что прославит край родной
Этот отрок молодой
Он напишет свой трактат
Назовёт "Алтрифункмат"
Чтобы каждый наш учитель
По нему учил ребят.

 

 

Потешник 1:

- Из молвы, что шла по свету
Мы проведали об этом
И вот что дошло до нас
Мы расскажем вам сейчас.

Сцена 2.

Потешник 2:

- Жил на свете царь:
На вид сморчок, башка с кулачёк,
А ума-то в нём агромадный объём.
Науки все знает, быстро считает,
Диссертации пишет
И при этом нормально дышит.
Но у него беда, царевна умом слаба На вид мила, а в голове дыра.

 

 

Царь:

- Аз плюс буки будет веди.

 

 

Царевна:

- Не пойму я эти бредни
Растолкуй мне по уму
Что к чему и почему.

 

 

Царь:

- Аз - один, а буки - два.

 

 

Царевна:

- Кругом ходит голова!
Аз в словах, и в числах тоже
Сей учебник мне не гоже!

 

 

Нянька:

- Ты такой нам раздобудь
Чтоб понятней был чуть-чуть.

 

 

Потешник 1:

- Завёт царь Федота-стрельца,
Удалого молодца
Был Федот - туда-сюда
Выполнял приказы царя не зря.
Царю честь да слава,
Федоту услада.

 

 

Царь:

- Снаряжайся братец в путь,
Да учебник раздобудь
Да такой, чтоб наша дочка
Поняла чего-нибудь.
Не сможёшь, кого винить
Я должён тебя казнить
Государственное дело
Ты улавливаешь нить!

 

 

Федот:

- Нечто я, да не пойму
При моём-то при уму
Чай не лаптем щи хлебаю
Соображаю что к чему.

 

 

Потешник 2:

- Так кумекал наш Федот
Проходя сквозь ряд ворот.

 

 

Федот:

- Стоит бегать мне зазря
Ведь они все у царя.
Нет учебника получше,
Не придумали пока.

 

 

Потешник 1:

- И тут вспомнил о Бабе-Яге,
Костяной ноге.

 

 

Федот:

- Пойду-ка к ней,
Она поумней.

 

Сцена 3.

Потешник 2:

- А та на опушке
Считает лягушек.
Со списком сверяет,
Рецепт составляет.
Цифры другие,
Совсем не такие.

 

 

Федот:

- Где взяла такой узор?
Не расскажешь - мне позор.

 

 

Баба-Яга:

- Вот учебник раздобыла
Нову запись изучила.
Цифры, видишь, в ряд стоят
Дело всё пошло на лад.

 

 

Федот:

- Где взяла такую книжку?
Расскажи, не будь мартышкой!

 

 

Баба-Яга:

- Ладно, братец, помогу
Кого надо, приведу
Колдуй баба, колдуй дед.
Трое сбоку, ваших нет.
Туз бубновый, лист кленовый
Автор книги, появись!
Вот он, Федя, подивись.

 

 

(Появляется Осиповский Тимофей Федорович)

 

 

Баба-Яга:

- Вот он, учёный, в арифметике смышлёный.
Тимофей Фёдорович Осиповский.

 

Осиповский Т.Ф.:

- Я Осиповский Тимофей Федорович. Родился 22 января 1765 года в селе Осипово Ковровского уезда Владимирской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил во Владимирской духовной семинарии. В 1783 году направлен в Петербургскую учительскую гимназию. Там я работал преподавателем математики, физики, русской словесности. С 1800 года преподавал математику в Петербургском педагогическом университете. С 1803 года по настоящее время работаю в Харьковском университете в должности ректора. В 1807 году мне присвоена степень доктора наук.

Кроме математики много внимания уделял физике и астрономии. В различных изданиях были опубликованы мои исследования: О пространстве и времени", " О календаре", "Теория движения тел, бросаемых с Земли", "Об изменениях Солнца" и многие другие.

Но главным моим трудом является учебник "Курс математики" изданный в 1803 году. Его я вам и хочу предложить для рассмотрения и изучения. Это первый в России учебник математики, изданный на русском языке. Он считается одним из лучших в Европе.

В первой части я знакомлю читателей с различными методами решения арифметических задач и правилами действия над натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями. Во второй части даю понятие непрерывной дроби, знакомлю со сложением, вычитанием, умножением и делением алгебраических чисел, со степенями и корнями ,с логарифмами и их свойствами, с арифметическими и геометрическими прогрессиями.

 

Потешник 1:

- Федя руки потирает
Быстро к царю отправляет.

 

 

Федот:

- Ты иди мил человек
Образумь наш старый век.
Не пугайся, не грусти
Свою книжку поясни
Во дворце дадут мульён
И отправят вон.

 

 

Потешник 2:

- И задумался Федот,
Есть ли ещё на свете такой умный народ.

 

 

Федот:

- Может, знает о нём, кто в лесу
Пойду-ка я поищу!

Сцена 4.

Потешник 1:

- Обошёл Федот сто лесов, сто болот
И не зря.
Встретил девицу - лесную голубицу
Уж такую умницу: на картах гадает
О будущем знает.

 

 

Федот:

- Ты, Маруся, поспеши
В ряд пасьянс нам разложи
Есть ли где-нибудь на свете
Ещё умные мужи
Чтобы книжки сочиняли,
Нашу кралю поучали.

 

 

Маруся (гадает на картах):

- Вижу, вижу где-то там
Живёт тот, кто нужен вам
Он задачки составляет,
И отлично их решает
Книгу пишет он о том
Как решать их всем потом.

 

 

Федот:

- Ну-ка милая девица
Не смогла б ты изловчиться
Чтобы тот, кто нужен мне
Появился как во сне.

 

 

Маруся:

- Через годы и века
Ты явись сейчас сюда
Чтобы глупую царевну
Довести нам до ума.

 

 

(Появляется Александров Иван Иванович)

 

 

Маруся:

- Вот он, учёный, в геометрии смышлёный
Александров Иван Иванович.

 

Александров И.И. :

- Я, Александров Иван Иванович, родился 25 декабря 1856 года в городе Владимире, в семье уездного врача. В 186ё году мой отец Иван Павлович был назначен врачом в Тулу. По окончании Тульской гимназии я поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. В университете я слушал лекции таких великих учёных, как П. Л. Чебышев, Е. И. Золатарёв, Д.И. Менделеев, Д.К. Савин. По окончании университета в 1878 году я был назначен учителем математики в Тамбовскую гимназию, где и работал до 1906 года. Сейчас работаю в Москве.

Я опубликовал в различных изданиях более 30 печатных работ по вопросам содержания и преподавания школьного курса математики: "Методы решения геометрических задач на построение", "Основание арифметики", "О составлении и решении задач на вращение", "О причинах развития математики и т. д.

Я предлагаю вам книгу, которая может помочь царевне изучить один из самых интересных разделов геометрии. Мой учебник называется "Методы решения геометрических задач на построение". В этой книге я расположил задачи на построение не по степени трудности их решения, а в зависимости от главных методов решений. Я указал способы исследования всей области задач на построение.

О значении этого труда говорит тот факт, что после его опубликования в России он был издан во Франции и в Германии.

 

Потешник 2:

- Федя руки потирает
Быстро к царю отправляет.

 

 

Федот:

- Ты иди мил человек
Образумь наш старый век.
Не пугайся, не грусти
Свою книжку поясни
Во дворце дадут мульён
И отправят вон

Сцена 5.

Потешник 1:

- Опять у бедняги голова в напряге
А в башке, слышь-ка,
Возникла мыслишка.

 

 

Федот:

: - Что ж, забыл я, старый хрыч
Кому ставил магарыч!
Ну-ка, встаньте предо мною
Тит Кузьмич и Фрол Фомич! (появляются)
- Вы найдите для дворца
В математике творца
Коли поняли приказ
Выполняйте, сей же час.

 

 

Молодцы:

- Не позвольте сумлеваться
Чай оно не в первый раз.

 

 

Потешник 2:

- И помчались молодцы
В света разные концы
Во Владимир прискакали
Двух учёных отыскали.

 

 

( Появляются Барсуков Александр Николаевич и Власов Алексей Константинович.)

 

 

Молодцы:

- Вот они учёные,
В алгебре смышлёные:
Барсуков Александр Николаевич и
Власов Алексей Константинович.

 

Барсуков Александр Николаевич:

- Я, Барсуков Александр Николаевич. Родился 28 марта 1891 года в селе Ильинское Суздальского уезда Владимирской губернии. В селе Николгоры Вязниковского уезда в 1902 году окончил местную начальную школу. Затем, как лучшего ученика, меня приняли в Ильинское второклассное училище на стипендию общества, установленную крестьянами села для лучших учеников. В 1905 году окончил училище с присвоением звания - учитель грамоты.

В 1905 году я поступил в Храновскую учительскую школу Костромской губернии. В 1909 году меня приняли в МГУ на юридический факультет, а затем я перевёлся на любимый физико-математический факультет, который и окончил в 1913 году. В этом же году начал преподавательскую деятельность в Ковровском реальном училище. В 1919 году во Владимире я организовал первый рабочий университет в нашем крае. Здесь я работал ректором и преподавателем математики.

В 1927 году переезжаю в Москву и целиком переключаюсь на работу в области просвещения. В 1930 году меня назначили заместителем директора института повышения квалификации работников народного образования. А через некоторое время меня переводят в МГУ. Сначала там я работал деканом, а затем заместителем директора по учебной части, которым являюсь и по сей день.

За это время я написал 33 научные работы по математике и методике преподавания. Самыми известными среди них являются: "Уравнения первой степени", "Элементы алгебры", "Первые уроки алгебры" и многие другие.

Для изучения вашей царевне я могу предложить свой учебник "Алгебра" для средней школы. Он составлен в соответствии с программой, утверждённой в нашем 20 веке. Учебник выдержал 10 изданий. Его общий тираж достиг десяти миллионов экземпляров. Многие ребята получили хорошее математическое образование, обучаясь по этому учебнику. Я считаю, что мой учебник один из самых лучших.

 

 

Власов Алексей Константинович:

- Я, Власов Алексей Константинович, родился 17 января 1868 года в селе Власовское, покровского уезда Владимирской губернии. После окончания сельской школы я продолжил образование в духовном училище города Владимира. Затем поступил во Владимирскую гимназию. Высшее образование получил, обучаясь на математическом факультете МГУ.

Будучи студентом, я увлекался проективной геометрией и посветил ей свою жизнь.

Окончив университет, я стал работать в нём преподавателем. В 1914 году выходит в свет моё пособие для студентов "Курс высшей математики". Книга состоит из двух томов.

В 1 том входят:
- Аналитическая геометрия.
- Дифференциальное исчисление.

Во 2 том входят:
- Элементы высшей алгебры.
- Интегральное исчисление.

Эту книгу я хочу предложить вашей принцессе для изучения, после того, когда она познакомится с основным курсом математики.

 

Потешник 2:

- Федот, знай, всё руки потирает
И к царю отправляет.

 

 

Федот:

- Вы идите господа
Во дворец вам, вон туда.
Не пугайтесь, не грустите
Свои книжки поясните
Во дворце дадут мульён
И отправят вон.

Сцена 6.

Потешник 1:

- Гостей во дворце,
Как семян в огурце.
В растерянности и недоумении
Ждут разъяснений.

 

 

Федот:

- Вот исполнил твой приказ
Всех доставил сей же час.
Эти странные людишки
Захватили свои книжки.
Аз и Буков нет нигде
Все на русском языке.

 

 

Потешник 2:

- Няня молвила

 

 

Няня:

- Ей богу
Все учебники помогут.

 

 

Царь:

- Перед тем, как их читать,
Мы хотим о Вас узнать.
Вы нам книги покажите,
Всё по буквам разъясните.

 

 

Потешник 1:

- Осиповский доложил
Как он жил и кем он был.
Барсуков не удержался
В разговор тот час вмешался.
Власов тоже в спор вступил
Свой учебник расхвалил.
Не отстал Александров
Спорить с ними был готов.
Хоть мужи те и умны
В ход пустили кулаки.
Ох, и вышел бы скандал
Если б царь их не разнял.

 

 

Царь:

- Хватит спорить вам друзья
Слово буду молвить я!
Ваши книжки все важны
В жизни всем они нужны
Буду дочку обучать
И науки разъяснять.

 

 

Потешник 2:

- Поднялся тут страшный ветер
Все забыли всё на свете
На метле летит Яга
Слышен крик:

 

 

Милиционер:

- Вернись карга!

 

 

Баба Яга:

- Я ж - фольклорный элемент
У меня есть документ.
Я вообще могу отседа
Улететь в любой момент.
Ну, случайно, ну шутя
Сбилась с верного путя.
Ну, украла я учебник
Ведь для царского ж дитя.
Ты мне ваша благородь
Брось горячку-то пороть.
В вашем веке этих книжек
Прям-таки не в провороть!

 

 

Царь:

- Ты чего кричишь, Яга!
Дай учебник мне сюда
Мы с народом разберёмся
Ну, а ты (обращаясь к милиционеру)
Сиди пока!

 

 

( Царь листает учебник. Царевна смотрит, заинтересовалась.)

 

Царевна:

- Ах, папуля, сей трактат
Изучу я без наград.
Оставляй мне эту книжку
Выучу "Алтрифункмат".

 

 

Царь:

- Вам спасибо господа
Что вы прибыли сюда!
Не напрасен был ваш труд
Оставляйте книжки тут
Все изучим до одной
Будешь с умной головой!
(обращаясь к царевне).

 

 

Потешник 1:

- Шли года, текли недели
Все в том царстве поумнели!

 

 

Потешник 2:

- Царь закончил реферат
Жизни он безмерно рад.
Его дочка изменилась
Учит в царстве всех ребят.

 

 

Потешник 1:

- У Бабы-Яги случилась оказия
Слетала она в ту гимназию
Где среди ребят
Учится будущий автор "Алтрифункмат"

 

 

Потешник 2:

- Но, возвращаясь, домой по утру
Попала в озоновую дыру.
С тех пор не может вспомнить никак
Кто написал сей трактат?

 

 

Вместе:

- Мы точно знаем, что сейчас
Тот автор учится средь вас!

 

 

Царь:

- Мораль сей сказки такова:
Плохо жить нам без ума
Потешники:
- Дерзайте и творите.
Учебники пишите!

Используемая литература.

1. Андреева В. В., Гаврилин А. В., Шалыгина И.В. Исследовательская работа студентов педколеджей: Учебно-методическое пособие/ Под. ред. Гаврилина А. В. - Владимир: Владимирская школа, 1998 г.
2. Коршунов С. М., Локшин Г. Р., Чивилёв В. И., Яковлев Г. Н., Пиголкина Т. С., Коновалов С. П., Калашников М. Н., Чугунова Т. А. Программа. Развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.- М.: МФТИ, 1997 г.
3. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М.: Вербум - М, 2001.
4. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. - 2-е изд., доп. И перераб. - М.: Просвещение, 1987.
5. Бардин К.В. Как научить детей учиться: Кн. для учителя.- 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Просвещение, 1987.