Игровой урок "Кто хочет стать отличником?"
Участники: ученики, заранее предупрежденные и желающие принять участие в качестве
а) игроков (около15 человек);
б) болельщиков (не ограничено).
Место проведения: актовый зал или большая учебная аудитория.
Время проведения: 1-1,5 часа.
Игра проводится в форме викторины, состоящей из двух этапов (аналогично известной теле-игре):
1) отборочный тур - в нем принимают участие все претенденты - отвечают на вопросы ведущего на скорость: тот, кто ответил правильно быстрее других становится участником (для отслеживания этого процесса ведущему необходимы помощники, это могут быть как учителя, так и старшеклассники, не участвующие в игре);
2) основная игра - победитель отборочного тура играет один на один с ведущим. Так же как и в известной игре, участник имеет подсказки: 50/50; помощь зала; звонок другу (т.е. каждый участник должен позаботиться о себе заранее и привести на игру своего друга.) Участнику предлагается 10 вопросов с 4 вариантами ответов, а вместо денег ребята выигрывают оценки - правильные ответы на первые 5 вопросов - "несгораемая 4", на все вопросы - "несгораемая 5", которую ученик имеет право использовать во время оговоренного периода при не устраивающей его оценке, например, за самостоятельную работу или устный ответ (действие выигрыша не распространяется на оценки за контрольные работы и итоги четверти, триместра, полугодия, года).
Технология проведения: лучше всего (как и в теле-оригинале) использовать компьютер, если есть такая возможность, но скорее всего не многие школы могут позволить себе достаточное количество компьютеров (объединенных в сеть), чтобы все участники и болельщики могли следить за игрой с помощью компьютера.
Мы поступили так:
1. приготовили карточки для участника с 1 вопросом и 4 вариантами ответов на каждой. Во время оглашения вопроса ведущим, помощник выдает карточку участнику;
2. приготовили кодопозитивы - их можно распечатать на лазерном принтере на специальной пленке для кодоскопов для принтера или сделать ее самим - обыкновенную пленку прикрепить к стандартному бумажному листу А4 в 2 точках, пропустить их вместе через принтер, затем разъединить - один на игру (т.е. на одном листе все 10 вопросов с вариантами ответов) + рамка - бумажный лист (лучше темный) с отверстием для одного вопроса. Во время объявления вопроса ведущим помощник проецирует на экран текст этого вопроса для болельщиков в зале. (Приготовьте затемнение: в зале - темно, на сцене - свет, во время отборочного тура вопрос так же для всех проецируется на экран, поэтому участников нужно посадить против экрана, но обеспечить какой-то источник света, чтобы была возможность написать ответ на листочке.)
3. приготовили текст вопросов для ведущего, который отличается от вопросов для участников указанием правильного ответа.
4. при использовании игроком подсказок поступаем аналогично теле-игре, только роль компьютера при подсказке "50/50" исполняет ведущий, принимая решение какие ответы исключить, при подсказке "Звонок другу" - обращаемся к одному из присутствующих в зале (хотя, если есть возможность, можно позволить игроку позвонить), а при подсказке "Помощь зала" ограничиваемся определением большинства поднятых рук за тот или иной вариант ответа. На магнитную доску помещаем картинки, соответствующие подсказкам и помощники убирают их по мере использования подсказок участником.
5. необходимо, оформление сцены (ваша фантазия) и музыкальное оформление сейчас в продаже есть диски с игрой "кто хочет стать миллионером" - лучше всего преобразовать цифровую информацию в музыкальную и записать на другой диск с помощью компьютера, или использовать любую спокойную музыку - приглушаемую во время диалогов и громкую во время обдумывания ответов, хорошо, если у ведущего у и игрока будет микрофон.
6. необходимо ограничить время на обдумывание ответов - 1 минута - в противном случае игра может "затянутьтся".
7. после 3-4 тура имеет смысл небольшой перерыв - рекламная или музыкальная пауза, во время которой все участники и болельщики могут расслабиться, подвигаться. Успех игры во многом зависит от ее подготовленности, настроя игроков и действий ведущего (необходим диалог с участниками и обращения к залу).
Отборочный тур.
№ 1. Выбрать математические действия, обратные к следующим:
1) деление; 2) возведение в степень; 3) вычитание; 4) извлечение корня:
а) умножение; б) извлечение корня; в) возведение в степень; г)сложение.
№ 2. Расположите в порядке изучения неравенств в школе:
а) линейное; б) дробное; в) квадратное; г) числовые.
№ 3. Расположите геометрические объекты по количеству вершин, начиная с наибольшего:
а) треугольник; б) куб; в) угол; г) ромб.
№ 4. Расположите в порядке убывания:
а) –2; б) ; в) ; г) 0,6.
№ 5. Расположите в порядке убывания:
а) 0,303; б) - 0,33; в) -0,333; г) 0,3.
№ 6. Расположите в порядке возрастания:
а) ; б) ; в) 3; г) ;
Игра
1. Приведенное квадратное уравнение можно решить при помощи:
а) Т. Пифагора; б) Т. Фалеса; в) Т. Виета; г) признаков делимости.
2. Какой из этих формул нет среди формул сокращенного умножения?
а) квадрат суммы; б) разность кубов; в) куб разности; г) сумма квадратов.
3. Центр описанной около треугольника окружности – точка пересечения
а) биссектрис; б) серединных перпендикуляров; в) медиан; г) высот.
4. Числа x,y,z, которые удовлетворяют условию x2 + y2 = z2 называют: а) тройками Ферма; б) тройками Евклида; в) пифагоровыми тройками; г) диофантовыми тройками.
5. Комбинация математических знаков и букв, выражающая какое-либо предложение называется: а) функция; б) тождество; в) равенство; г) формула.
6. Что позволяет отыскать среди данных чисел простые?
а) треугольник Паскаля; б) решето Эратосфена; в) кубик Рубика; г)бином Ньютона.
7. Число, которое равняется сумме всех своих делителей (исключая само это число) называется:
а) совершенным; б) идеальным; в) простым; г) великолепным.
8. В каком треугольнике высоты пересекаются в одной из его вершин?
а) тупоугольном; б) равнобедренном; в) равностороннем; г) прямоугольном..
9. Математик, которого называют отцом алгебры - это:
а) Франсуа Виет; б) Джероламо Кордано; в) Муса – аль-Хорезми; г) Эварист Галуа.
10. Иррациональное число – это:
а) конечная десятичная дробь; б) бесконечная непериодическая десятичная дробь; в) бесконечная периодическая десятичная дробь.
11. Половина – треть его. О каком числе идет речь?
а) ; б) 1,5; в) нет такого числа; г) .
12. Арбуз на кг тяжелее, чем арбуза. Сколько весит арбуз?
а) 5 кг; б) 4 кг; в) кг; г) кг
13. Товар сначала подешевел на 10%, затем подорожал на 10%. В результате цена товара:
а) осталась прежней; б) повысилась; в) понизилась; г) невозможно определить.
14. Что означает слово «г о н и у с» в переводе с греческого ?
а) угол; б) диаметр; в) диагональ; г) ромб.
15. Смешали 2 л сока с 10% содержанием сахара и 3 л с 15% содержанием сахара, тогда % содержания сахара в смеси: а) 5%; б) 25%; в) 12,5%; г) 13%.
16. Китаб аль-джебр валь мукабала – это: а) имя арабского математика; б) собрание образованных людей; в) трактат знаменитого хорезмийца; г) географический термин.
17. Кирпич весит полкирпича и еще 1,5 кг. Сколько весит кирпич?
а) 2кг; б) 3 кг; в) 0,75 кг; г) 0,5 кг..
18. Промилле - это:
а) единица измерения длины; б) десятая доля процента; в) сказочный герой; г) фамилия математика.
19. У Пети на куртке 3 кармана. Сколькими способами он монет положить в эти карманы 2 одинаковые монеты? а) 6; б) 3; в) 4; г) 2.
20. равен:
а) а7; б) а-7; в) |а-7|; г) - (а-7).
21. Числа–близнецы – это:
а) противоположные числа; б) простые числа, разность которых равна 2; в) равные десятичные и обыкновенные дроби; г) таких чисел нет.
22. Как называются треугольники со сторонами 13, 14, 15 или 51, 52, 53? а) египетскими; б) диофантовыми; в) не имеют определенного названия; г) героновыми.
23. Центр тяжести треугольника – это точка пересечения :
а) медиан; б) высот; в) биссектрис; г) серединных перпендикуляров.
24. Пруд зарастает кувшинками. Площадь, занимаемая ими, ежедневно удваивается. За 29 дней пруд зарос наполовину. За какое время пруд зарастет полностью?
а) 58; б) 30; в) 33; г)87.
25. Велосипедист ехал 2 ч со скоростью 10 км/ч и 1ч со скоростью 7 км/ч. Какова его средняя скорость? а) 8,5 км/ч; б) 27 км/ч; в) 5,66 км/ч; г) 9 км/ч.
26. Кому приписывают введение алгоритма нахождения НОД 2 чисел: а) И. Ньютону; б) Н. Лобачевскому; в) Б. Паскалю; г) Евклиду.
27. Точное предписание, определяющее процесс перехода от исходных данных к искомому результату:
а) теория; б) указание; в) аксиома; г) алгоритм.
28. Семь осликов за 3 дня съедают 21 мешок корма. Сколько корма нужно 5 осликам на 5 дней? а) 25; б) 20; в) 15; г) 10.
29. Теорему о делимости многочлена P(x) на двучлен (х–а), где а – корень P(x) в XVIII веке доказал
а) Р. Декарт; б) Ф. Виет; в) Э. Безу; г) Л. Эйлер.
30. Доказательство ложного утверждения, где ошибка искусно замаскирована – это а) логизм; б) софизм; в) сюрреализм; г) фикция.
31. Выберите «лишний» термин среди следующих:
а) отрезок; б) интервал; в) модуль; г) луч.
32. Алгебраическое уравнение n-степени:
а) всегда имеет n корней; б) имеет не более n корней; в) имеет не менее n корней; г) не имеет корней.
33. Ортоцентр треугольника - это точка пересечения: а) медиан; б) высот; в) биссектрис; г) серединных перпендикуляров.
34. Со словом «четный» наиболее тесно по смыслу связано слово:
а) почетный; б) четки; в) чета; г) чечетка.
35. Вадим участвует в соревнованиях по бегу. В какой- то момент оказалось, что впереди него бежит треть всех участников, сзади – половина, а рядом с ним никого нет. Сколько человек участвуют в забеге?
а) 5; б) 12; в) 6; г)18.
36. Раздел математики, в котором изучаются вопросы о том, сколько различных комбинаций можно составить из заданных объектов - это: а) арифметика; б) тригонометрия; в) комбинаторика; г) геометрия.
37. Какое из этих чисел не равно остальным? а) ; б) ; в) 30% от 1; г) 0,3.
38. Метод координат возник благодаря работам:
а) Э. Безу; б) Ф. Виета; в) Р. Декарта; г) Л. Эйлера.
39. Какое из этих словосочетаний не является правильным математическим термином?
а) среднее геометрическое; б) среднее гармоническое; в) среднее логическое; г) среднее арифметическое.
40. На черно-белой фотографии черный цвет составляет 80% площади. Эту фотографию увеличили в 3 раза. Какой процент составляет белый цвет на увеличенной фотографии?
а) 20%; б) 30 %; в) 40%; г) 80%.
41. Площадь правильного треугольника равна 36. Отрежем от каждой вершины по маленькому правильному треугольнику так, чтобы остался правильный шестиугольник. Какова площадь этого шестиугольника?
а) 26; б) 24; в) 28; г) 30.
42. Первая русская женщина математик Софья Ковалевская стала систематически изучать курс высшей математики с:
а) 10 лет; б) 15 лет; в) 5 лет; г) 18 лет.
43. Известно, что 7% от числа а равно 107% от числа b. Найдите отношение .
а) ; б) ; в) ; г) .
44. Кому принадлежит создание первой счетной машины? а) Леонарду Эйлеру; б) Бонавентура Кавальери; в) Карлу Фридриху Гауссу; г) Блезу Паскалю.
45. Тригонометрические формулы, позволяющие определить sin и cos углов, больших 90° называются формулами: а) сложения; б) приведения; в) уменьшения; г) изменения.
46. Равенство, верное при любых значениях входящих в него букв называется: а) уравнение; б) выражение; в) неравенство; г) тождество.
47. Какое равенство не может быть верным? а) sin a = 0,5; б) cos a= ; в) cos a = ; г) sin a = .
48. Какое утверждение не является верным? В 1 точке пересекаются
а) высоты треугольника; б) средние линии треугольника; в) медианы треугольника; г) биссектрисы треугольника.
49. Как называется часть плоскости, образованная двумя перпендикулярными осями координат? а) квадрат; б) квантор; в) квадрант; г) катет.
50. Сколько осей симметрии имеет квадрат? а) 4; б) 6; в) 8; г) 2.
51. Баранка имеет форму:
а) эллипсоида б) тора; в) цилиндра; г)многогранника.
52. Выберите выражение, имеющее смысл среди следующих:
а) 00; б) ; в) ; г) 0-1.
53. Лобачевский Николай Иванович в 1826 г. сделал сообщение об открытии новой а) формулы; б) теоремы; в) геометрии; г) гипотезы.
54. Прибор, который применяют для построения прямых углов на местности - это а) теодолит; б) угольник;