«Степень и ее свойства», игра «Морской бой».

24.03.2013 11:56

 

Основная цель: развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся на уроке с помощью решения задач, развивать интеллектуальные качества личности школьников такие, как самостоятельность, гибкость, способность к оценочным действиям, обобщению, быстрому переключению; способствовать формированию навыков коллективной и самостоятельной работы.  В целях развития эмоций учащихся обеспечить в ходе урока ситуации эмоциональных переживаний; формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли.

Воспитательные цели: прививать учащимся интерес к предмету посредствам  решения  заданий творческого и  исследовательского характера.

Оборудование урока: пакет с карточками, разно-уровневого характера   для индивидуальных заданий; макет пустого поля; черный и красный маркер; карточки-номера; набор цветной бумаги; конверты с индивидуальными заданиями: 28 шт.; задания для пустых полей.

  1. Начало урока:

Сегодня у нас итоговый урок по теме: «Степень и её свойства», на котором мы покажем те знания, которые получили за 1 четверть. Урок будет проходить в виде игры, в которую вы часто между собой играете, и правила которой вы знаете. Но на сегодняшний урок правила этой игры немного будут усложнены. Но об этом чуть позже. Сейчас ваша задача отгадать название игры, в которую мы будем играть.

 Смысл задания: учащиеся отвечают про себя на вопрос, а говорят  лишь первую букву ответа. Команда,  первой назвавшая  букву,  получает 1 балл. Затем из выделенных слов учащиеся составляют слово.

М – неживое море;

О – металл, из которого сделан стойкий солдатик, (олово);

Р – полевой цветок народный для гадания пригодный,  (ромашка);

С – вездеход Бабы Яги, (ступа);

К – английский писатель, которому обязан своей всемирной известностью Маугли, (Киплинг);

О – суша посреди моря, (остров);

И  - что нужно сломать, чтобы убить Кощея?

Давайте догадаемся, какое второе слово: БОЙ.

     2. Основная часть:

Итак, сегодня мы играем в игру морской бой. Правила игры заключаются в следующем: на предложенном поле расположены корабли противника. Ваша задача расстрелять их  как можно больше. Если вы попадаете на поле «пусто», то обеим командам предлагается выполнить задание. Та команда, которая правильно справится с заданием, получает балл, если же обе команды справились с заданием – они получают по баллу. Если вы попадаете на поле, где находится корабль, то вы читаете стихотворение или сказку  о степени, которое сочинили дома. Команда, которая вперед расстреляет корабль противника, получает столько баллов, сколько полей составляет этот корабль, и кроме этого, обе команды получают задачу на движение, уровень сложности которой зависит от количества полей, занимаемой им. Процесс выставления баллов фиксируют мои помощники из старших классов: Алена и Саша, они же выдают задания для каждой команды.

Каждая команда состоит из 13 человек, 9 человек одновременно работают в группе, а 4 человек работают индивидуально над своим пакетом заданий. Пакет заданий состоит из карточек – заданий и тетрадного листка, который вы вложите вместе с решением в пакет. После того, как «Индивидуальщик» выполняет свой пакет заданий (время выполнения задания записаны индивидуально), он меняется с учащимся, сидящим за столом в порядке очереди, согласно порядковому номеру. В конце игры, после того, как все учащиеся из команды решат индивидуальные задания, последние 4 оставшихся остаются на своих местах и работают вместе со своей командой, либо берут дополнительную карточку из общего пакета заданий. В итоге каждый учащийся получает по две оценки.

 Одна команда получит название «Двучлен», а другая «Трехчлен».

Если правила игры ясны, то приступим. Разыграем первый ход:

Какой знак будет иметь выражение: - (-х3)?

Итак, первой стреляет команда: ………….

Через 20  мин. от урока учащимся целесообразно предложить физкультминутку:

Этот прием используется для быстрой фронтальной проверки усвоения и закрепления знаний, одновременно являясь способом расслабления учащихся.

Учитель произносит некоторое утверждение и, если ученик согласен, то он поднимает руки вверх, если нет – руки параллельно столу.  

1.      Чтобы возвести произведение в степень, необходимо возвести в эту степень каждый множитель.

2.      Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо к сумме прибавить известное слагаемое.

3.      Решить уравнение – значит, найти все его корни (или убедиться, что корней нет).

4.      Чтобы возвести степень в степень необходимо основание оставить прежним, а степени сложить.

5.      Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.

6.      Корнем уравнения называется значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство.

7.      чтобы перемножить степени с одинаковым основанием, необходимо основание оставить прежним, а степени перемножить;

8.      Подобные слагаемые – это слагаемые с одинаковыми буквенными множителями.

9.      Сумма двух отрицательных чисел есть число положительное.

10.  Произведение двух отрицательных чисел есть число положительное.

11.  Чтобы одночлен привести к стандартному виду, необходимо перемножить числовые коэффициенты, а буквенную часть оставить без изменения.

3.      Заключительная часть урока: если учащиеся успевают, то учитель играет с ними в рассуждалки, объяснялки; догонялки. В это время помощники подсчитывают количество баллов, набранное командами, плюсуют баллы, набранные во время рассуждалок и догонялок. Командам выставляются оценки за урок (за творческие и групповые задания), сдаются папки с творческими работами.

4.      Задание на дом: № 402; 433.   №432, 431.