Сценарий праздника "Сказка о земляках-математиках"
Коллективная работа учащихся 5-9 классов и учителей математики
Действующие лица:
- Царь;
- Федот-стрелец;
- Царевна;
- Нянька;
- Баба-Яга;
- Марья-искусница;
- Тит-Кузьмич и Фрол-Фомич;
- Потешники;
- Милиционер из 21 века;
- Осиповский Тимофей Фёдорович;
- Александров Иван Иванович;
- Барсуков Александр Николаевич;
- Власов Алексей Константинович;
Бутафория:
- Книги учёных;
- Макет учебника "Алтрифункмат";
- Свисток милиционера;
- Метла Бабы-Яги;
- Лягушки;
- Колода карт;
- Трон для царя;
- Корна
Сцена 1.
Потешник 1: |
- Верьте, аль не верьте |
|
|
Потешник 2: |
- Сверху к нам свалилась весть, |
|
|
Потешник 1: |
- Из молвы, что шла по свету |
Сцена 2.
Потешник 2: |
- Жил на свете царь: |
|
|
Царь: |
- Аз плюс буки будет веди. |
|
|
Царевна: |
- Не пойму я эти бредни |
|
|
Царь: |
- Аз - один, а буки - два. |
|
|
Царевна: |
- Кругом ходит голова! |
|
|
Нянька: |
- Ты такой нам раздобудь |
|
|
Потешник 1: |
- Завёт царь Федота-стрельца, |
|
|
Царь: |
- Снаряжайся братец в путь, |
|
|
Федот: |
- Нечто я, да не пойму |
|
|
Потешник 2: |
- Так кумекал наш Федот |
|
|
Федот: |
- Стоит бегать мне зазря |
|
|
Потешник 1: |
- И тут вспомнил о Бабе-Яге, |
|
|
Федот: |
- Пойду-ка к ней, |
Сцена 3.
Потешник 2: |
- А та на опушке |
|
|
Федот: |
- Где взяла такой узор? |
|
|
Баба-Яга: |
- Вот учебник раздобыла |
|
|
Федот: |
- Где взяла такую книжку? |
|
|
Баба-Яга: |
- Ладно, братец, помогу |
|
|
(Появляется Осиповский Тимофей Федорович) |
|
|
|
Баба-Яга: |
- Вот он, учёный, в арифметике смышлёный. |
Осиповский Т.Ф.: |
- Я Осиповский Тимофей Федорович. Родился 22 января 1765 года в селе Осипово Ковровского уезда Владимирской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил во Владимирской духовной семинарии. В 1783 году направлен в Петербургскую учительскую гимназию. Там я работал преподавателем математики, физики, русской словесности. С 1800 года преподавал математику в Петербургском педагогическом университете. С 1803 года по настоящее время работаю в Харьковском университете в должности ректора. В 1807 году мне присвоена степень доктора наук. Кроме математики много внимания уделял физике и астрономии. В различных изданиях были опубликованы мои исследования: О пространстве и времени", " О календаре", "Теория движения тел, бросаемых с Земли", "Об изменениях Солнца" и многие другие. Но главным моим трудом является учебник "Курс математики" изданный в 1803 году. Его я вам и хочу предложить для рассмотрения и изучения. Это первый в России учебник математики, изданный на русском языке. Он считается одним из лучших в Европе. В первой части я знакомлю читателей с различными методами решения арифметических задач и правилами действия над натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями. Во второй части даю понятие непрерывной дроби, знакомлю со сложением, вычитанием, умножением и делением алгебраических чисел, со степенями и корнями ,с логарифмами и их свойствами, с арифметическими и геометрическими прогрессиями. |
Потешник 1: |
- Федя руки потирает |
|
|
Федот: |
- Ты иди мил человек |
|
|
Потешник 2: |
- И задумался Федот, |
|
|
Федот: |
- Может, знает о нём, кто в лесу |
Сцена 4.
Потешник 1: |
- Обошёл Федот сто лесов, сто болот |
|
|
Федот: |
- Ты, Маруся, поспеши |
|
|
Маруся (гадает на картах): |
- Вижу, вижу где-то там |
|
|
Федот: |
- Ну-ка милая девица |
|
|
Маруся: |
- Через годы и века |
|
|
(Появляется Александров Иван Иванович) |
|
|
|
Маруся: |
- Вот он, учёный, в геометрии смышлёный |
Александров И.И. : |
- Я, Александров Иван Иванович, родился 25 декабря 1856 года в городе Владимире, в семье уездного врача. В 186ё году мой отец Иван Павлович был назначен врачом в Тулу. По окончании Тульской гимназии я поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. В университете я слушал лекции таких великих учёных, как П. Л. Чебышев, Е. И. Золатарёв, Д.И. Менделеев, Д.К. Савин. По окончании университета в 1878 году я был назначен учителем математики в Тамбовскую гимназию, где и работал до 1906 года. Сейчас работаю в Москве. Я опубликовал в различных изданиях более 30 печатных работ по вопросам содержания и преподавания школьного курса математики: "Методы решения геометрических задач на построение", "Основание арифметики", "О составлении и решении задач на вращение", "О причинах развития математики и т. д. Я предлагаю вам книгу, которая может помочь царевне изучить один из самых интересных разделов геометрии. Мой учебник называется "Методы решения геометрических задач на построение". В этой книге я расположил задачи на построение не по степени трудности их решения, а в зависимости от главных методов решений. Я указал способы исследования всей области задач на построение. О значении этого труда говорит тот факт, что после его опубликования в России он был издан во Франции и в Германии. |
Потешник 2: |
- Федя руки потирает |
|
|
Федот: |
- Ты иди мил человек |
Сцена 5.
Потешник 1: |
- Опять у бедняги голова в напряге |
|
|
Федот: |
: - Что ж, забыл я, старый хрыч |
|
|
Молодцы: |
- Не позвольте сумлеваться |
|
|
Потешник 2: |
- И помчались молодцы |
|
|
( Появляются Барсуков Александр Николаевич и Власов Алексей Константинович.) |
|
|
|
Молодцы: |
- Вот они учёные, |
Барсуков Александр Николаевич: |
- Я, Барсуков Александр Николаевич. Родился 28 марта 1891 года в селе Ильинское Суздальского уезда Владимирской губернии. В селе Николгоры Вязниковского уезда в 1902 году окончил местную начальную школу. Затем, как лучшего ученика, меня приняли в Ильинское второклассное училище на стипендию общества, установленную крестьянами села для лучших учеников. В 1905 году окончил училище с присвоением звания - учитель грамоты. В 1905 году я поступил в Храновскую учительскую школу Костромской губернии. В 1909 году меня приняли в МГУ на юридический факультет, а затем я перевёлся на любимый физико-математический факультет, который и окончил в 1913 году. В этом же году начал преподавательскую деятельность в Ковровском реальном училище. В 1919 году во Владимире я организовал первый рабочий университет в нашем крае. Здесь я работал ректором и преподавателем математики. В 1927 году переезжаю в Москву и целиком переключаюсь на работу в области просвещения. В 1930 году меня назначили заместителем директора института повышения квалификации работников народного образования. А через некоторое время меня переводят в МГУ. Сначала там я работал деканом, а затем заместителем директора по учебной части, которым являюсь и по сей день. За это время я написал 33 научные работы по математике и методике преподавания. Самыми известными среди них являются: "Уравнения первой степени", "Элементы алгебры", "Первые уроки алгебры" и многие другие. Для изучения вашей царевне я могу предложить свой учебник "Алгебра" для средней школы. Он составлен в соответствии с программой, утверждённой в нашем 20 веке. Учебник выдержал 10 изданий. Его общий тираж достиг десяти миллионов экземпляров. Многие ребята получили хорошее математическое образование, обучаясь по этому учебнику. Я считаю, что мой учебник один из самых лучших. |
|
|
Власов Алексей Константинович: |
- Я, Власов Алексей Константинович, родился 17 января 1868 года в селе Власовское, покровского уезда Владимирской губернии. После окончания сельской школы я продолжил образование в духовном училище города Владимира. Затем поступил во Владимирскую гимназию. Высшее образование получил, обучаясь на математическом факультете МГУ. Будучи студентом, я увлекался проективной геометрией и посветил ей свою жизнь. Окончив университет, я стал работать в нём преподавателем. В 1914 году выходит в свет моё пособие для студентов "Курс высшей математики". Книга состоит из двух томов. В 1 том входят: Во 2 том входят: Эту книгу я хочу предложить вашей принцессе для изучения, после того, когда она познакомится с основным курсом математики. |
Потешник 2: |
- Федот, знай, всё руки потирает |
|
|
Федот: |
- Вы идите господа |
Сцена 6.
Потешник 1: |
- Гостей во дворце, |
|
|
Федот: |
- Вот исполнил твой приказ |
|
|
Потешник 2: |
- Няня молвила |
|
|
Няня: |
- Ей богу |
|
|
Царь: |
- Перед тем, как их читать, |
|
|
Потешник 1: |
- Осиповский доложил |
|
|
Царь: |
- Хватит спорить вам друзья |
|
|
Потешник 2: |
- Поднялся тут страшный ветер |
|
|
Милиционер: |
- Вернись карга! |
|
|
Баба Яга: |
- Я ж - фольклорный элемент |
|
|
Царь: |
- Ты чего кричишь, Яга! |
|
|
( Царь листает учебник. Царевна смотрит, заинтересовалась.) |
Царевна: |
- Ах, папуля, сей трактат |
|
|
Царь: |
- Вам спасибо господа |
|
|
Потешник 1: |
- Шли года, текли недели |
|
|
Потешник 2: |
- Царь закончил реферат |
|
|
Потешник 1: |
- У Бабы-Яги случилась оказия |
|
|
Потешник 2: |
- Но, возвращаясь, домой по утру |
|
|
Вместе: |
- Мы точно знаем, что сейчас |
|
|
Царь: |
- Мораль сей сказки такова: |
Используемая литература.
1. Андреева В. В., Гаврилин А. В., Шалыгина И.В. Исследовательская работа студентов педколеджей: Учебно-методическое пособие/ Под. ред. Гаврилина А. В. - Владимир: Владимирская школа, 1998 г.
2. Коршунов С. М., Локшин Г. Р., Чивилёв В. И., Яковлев Г. Н., Пиголкина Т. С., Коновалов С. П., Калашников М. Н., Чугунова Т. А. Программа. Развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.- М.: МФТИ, 1997 г.
3. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М.: Вербум - М, 2001.
4. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. - 2-е изд., доп. И перераб. - М.: Просвещение, 1987.
5. Бардин К.В. Как научить детей учиться: Кн. для учителя.- 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Просвещение, 1987.